Флайт-менеджер

ОБРАЗОВАНИЕ
В требованиях к квалификации и профессиональной подготовке флайт-менеджера большинство авиапредприятий указывает необходимость высшего профессионального (технического или летного) образования.
Ряд учебных заведений, например ВКШ «Авиабизнес», Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), готовит специалистов по специальной учебной программе «Флайт-менеджер».
В программу обучения входят:

- обязательный минимум правовых знаний;
- организационное обеспечение полетов;
- основы авиационной метеорологии;
- особенности перевозки грузов с изучением средств наземной механизации и пакетирования;
- основы таможенного законодательства, таможенное оформление и процедуры при международной перевозке багажа, грузов и почты;
- виды обеспечения рейсов и подготовка воздушного судна на перроне, расчет загрузки и центровки воздушного судна;
- ставки и сборы в аэропортах, договор о наземном обслуживании;
- расчет себестоимости рейса;
- обеспечение авиационной безопасности.
Уверенное владение иностранными языками, при наличии профильных знаний, сразу делает кандидата ценным и желанным сотрудником любой авиакомпании.
ДОМИНИРУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ряде компаний к обязанностям флайт-менеджера отнесена работа по предварительной подготовке рейсов:
- консультирование при работе с представителями государственных, коммерческих и общественных организаций по вопросам авиационных перевозок;
- выбор организаций-партнеров, предоставляющих хэндлинговые услуги;
- участие в ведении базы оперативных данных по хэндлинговому обеспечению рейсов в аэропортах прилета и другое.
Также флайт-менеджер занимается разработкой мероприятий по повышению эффективности рейсов, участвует в послеполетных разборах, в выявлении и анализе недостатков деятельности компании по выполнению рейса, принимает участие в рекламных кампаниях, в работе коммерческого отдела авиапредприятия.
КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Флайт-менеджер должен знать:
- Воздушный кодекс Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие правила организации и обеспечение полетов воздушных судов.
- Теорию менеджмента, делового администрирования, страхового, банковского и финансового дела.
- Формы и методы ведения рекламных кампаний.
- Порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов.
- Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, вычислительной техники.
- Практику и основы теории ведения переговоров.
- Правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
- Английский язык.
КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плохое перенесение или боязнь полетов
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ
Как правило, флайт-менеджер получает базовый оклад и дополнительный бонус, размер которого зависит от интенсивности и эффективности его работы.
Вилка дохода колеблется в пределах от 40 000 рублей у начинающего до солидных сумм порядка 5000 евро у опытного специалиста.
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Риски, связанные с надежностью полетов на самолете.
- Высокий уровень фоновой радиации.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (МЕСТО РАБОТЫ)
Авиакомпании 
КАРЬЕРА И ЗАРПЛАТА
Сегодня карьерные перспективы флайт-менеджера весьма заманчивы - знания и опыт, полученные им в процессе работы, выводят его на топовые позиции в коммерческих службах авиакомпаний.
Изначально для выполнения обязанностей флайт-менеджера приглашались специалисты, знающие специфику летной работы и деятельности аэропортов. В большинстве своем это были инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов, зачастую обязанности флайт-менеджера брал на себя кто-либо из членов экипажа. Для выполнения зарубежных чартеров требовались специалисты, владеющие английским языком.
Яркой особенностью периода начала чартерной деятельности авиакомпаний можно назвать почти полное отсутствие системы безналичных расчетов между авиапредприятиями. Поэтому флайт-менеджер тех времен – это, прежде всего, «кошелек» авиакомпании. При выполнении «разворотного» рейса, то есть рейса, который не предполагает длительной стоянки воздушного судна в аэропорту прилета, флайт-менеджер должен был оперативно выполнить все необходимые платежи. Это оплата взлета и посадки воздушного судна, его заправки, навигации в зоне аэропорта и так далее. При этом необходимо было уложиться в отпущенное время бесплатной стоянки (для пассажирских судов – 3, для грузовых – 6 часов). Если предполагалась длительная стоянка воздушного судна, флайт-менеджер дополнительно брал на себя решение вопросов по размещению на отдых экипажа, организацию его питания и тому подобное.
С появлением пластиковых карт, развитием систем взаиморасчетов и электронных платежей деятельность флайт-менеджера стала более «цивилизованной», однако у него появились и дополнительные функциональные обязанности. 
ИСТОРИЯ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИИ
Флайт-менеджер – специалист, занимающийся планированием и организационным обеспечением пассажирских и грузовых чартерных перевозок.
Если профессия пилота существует в авиации с того момента, как самолеты стали подниматься в небо, то флайт-менеджер – относительно новая должность, появившаяся в России в начале 1990-х годов, когда авиакомпании начали заниматься самостоятельно коммерческой деятельностью. Однако лишь в конце 1990-х обязанности флайт-менеджеров были регламентированы нормативными документами. Так, например, было уточнено, что флайт-менеджеры не являются членами экипажа, но должны быть застрахованы, иметь при себе необходимые документы, идентификационную карту. Было разрешено включать флайт-менеджеров в задание на полет.

Адрес: 650000, г. Кемерово, пр. Советский, 73, кабинет 2104
Тел.: (3842) 580-500, местный 4-48
E-mail: centrzan@kemsu.ru
Об управлении / Работодателям / Студентам / Выпускникам / Помощь rss
© 2010 Кемеровский государственный университет | Разработка: Web-лаборатория ЦНИТ | Информационная поддержка: УСПРК